+7 (495) 510-25-05
Заказать обратный звонок
ГлавнаяО маслах

О маслах

1. Моторные масла

Моторные масла предназначены для смазывания поверхностей трения в поршневых двигателях  внутреннего сгорания.  Многообразие конструкций двигателей и условий их работы определяет применение масел с различными свойствами. Производители моторных масел и двигателестроители используют для обозначения характеристик масел и областей их применения одни и те же обозначения, принятые в классификациях SAE (Общество автомобильных инженеров),  API (Американский институт нефти), ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей), ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов).

Моторные масла классифицируют по трем основным признакам:

· вязкостно-температурные свойства

· область применения и уровень эксплуатационных свойств.

· наличие или отсутствие энергосберегающих свойств.   

1.1 Классификация моторных масел по 
SAE J300 APR2013.  
Определяет вязкостно-температурные свойства масел. Она подразделяет масла на шесть зимних классов (0W, 5W,10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних классов (20, 30, 40, 50 и 60).  Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых указывает зимний, а другой - летний класс, например: SAE 0W-40, SAE 10W-40 и т.д. Класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры, в котором масло обеспечит проворачивание двигателя стартером, прокачиваемость масла насосом при холодном пуске и надежное смазывание летом при длительной работе на максимальном скоростном и нагрузочном режиме. 

Класс вязкости по SAE

Низкотемпературная вязкость

Высокотемпературная вязкость

Проворачиваемость1), МПа·с, mах, при темп.,°С

Прокачиваемость2), МПа·с, max, при темп.,°С

Кинематическая вязкость3), мм2/при 100·С  
min              max

При высокой скорости сдвига4), МПа·с, при 150°С и 10^6 c-1, min

0W

3250 при -30

30000 при -35

3,8

-

-

5W

3500 при -25

30000 при -30

3,8

-

-

10W

3500 при -20

30000 при -25

4,1

-

-

15W

3500 при -15

30000 при -20

5,6

-

-

20W

4500 при -10

30000 при -15

5,6

-

-

25W

6000 при -5

30000 при -10

9,3

-

-

16

-

-

6,1

8,2

2,3

20

-

-

6,9

9,3

2,6

30

-

-

9,3

12,5

2,9

40

-

-

12,5

16,3

3,5 (Для классов 10W-40, 5W-40, 10W-40)

40

-

-

12,5

16,3

3,7 (Для классов 15W-40, 20W-40, 25W-40, 40)

50

-

-

16,3

21,9

3,7

60

-

-

21,9

26,1

3,7

1) ASTM D 2602 - имитатор холодного пуска CCS;  
2) ASTM D 4684 и D 3829 - мини-ротационный вискозиметр MRV; Присутствие любого напряжения сдвига обнаруживаемое данным методом означает непрохождение теста независимо от значения вязкости;  
3) ASTM D 445 - стеклянный капиллярный вискозиметр;  
4) ASTM D 4683 - конический имитатор подшипника; CEC-L-36-A-90 (ASTM D4741 и ASTM D5481);  
Примечания: 1 cP = 1 мПа с; 1 cSt = 1 мм2/с


 1. 2 Классификации APIACEA и ILSAC для моторных масел.

Определяют области применения и уровни эксплуатационных свойств.   


1.2.1 API - Американский институт нефти.   
По классификации API моторные масла делятся на две категории: "S" - (Service) и "C" - (Commercial). К категории "S" относятся масла для четырехтактных бензиновых двигателей. К категории "С" - масла для дизельных двигателей. Универсальные масла, которые могут использоваться для смазывания и бензиновых и дизельных двигателей обозначаются двумя буквами, например SJ/CF.   
Вторая буква, стоящая за знаком "S" или "C" обозначает уровень эксплуатационных свойств. (Чем дальше по порядку в английском алфавите эта буква, тем выше уровень эксплуатационных свойств масла). Сегодня API сертифицирует два класса категории "S" - SH и SJ (соответственно SJ удовлетворяет более высоким требованиям чем  SH). Для категории "C" - категории CF, CF-2, CF-4 и CG-4. Универсальные масла обозначаются SJ/CF, SH/CF и т,д. Масла устаревших категорий (SF, SE, SG, CC, CD в том чиле универсальные SE/CC, SG/CD) и т.д. следует применять если они рекомендованы изготовителем техники и(или) записаны в инструкцию по эксплуатации. Соответствие масла классу, указанному в его описании определяется результатами различных испытаний приведенных по методам, которые определяет классификация API для данного класса.  Чтобы производитель масла мог заявить, что его масло соответствует определенному классу API  результаты всех испытаний должны превышать заданные классификацией критерии. Универсальные масла  испытывают на соответствие требованиям двух классов (S и C) разных категорий по API.   

1.2.2 ACEA - Ассоциация европейских производителей автомобилей.   
Принятая  в 1996 году ACEA заменила отмененную классификацию (которая иногда еще встречается) ССМС (Комитет производителей автомобилей стран Общего рынка).   

В последней редакции ACEA (2012г.) автомасла поделены на три категории:  

А/В - моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных). На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12.

A1/В1

Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами замены в бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств, разработанных для применения маловязких масел, снижающих трение, с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) 2,6 мПа•с для SAE xW-20 и от 2,9 до 3,5 мПа•с для прочих классов вязкости. Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.

А3/В3

Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств и/или для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в соответствии с рекомендациями производителей двигателей, и/или для всесезонного применения маловязких масел, и/или всесезонного применения в особо тяжелых условиях эксплуатации.

А3/В4

Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива, также пригодные для применения согласно спецификации А3/В3.

А5/В5

Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами замены масла в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легких транспортных средств, в которых возможно использование маловязких масел, снижающих трение, с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) от 2,9 до 3,5 мПа•с. Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.

Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта, соответствующихпоследним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-5. Эта категория существовала с самого введения классификации (с 1995 г.). На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: Е4-12, Е6-12, Е7-12, Е9-12.

E4

Стойкие к механической деструкции масла, обеспечивающие великолепный контроль за чистотой поршней, снижение износа и сажеобразования и стабильность смазывающих свойств. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла в соответствии с рекомендацией автопроизводителя. Масла применимы для двигателей без сажевых фильтров, а также для некоторых двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и системой избирательного каталитического восстановления (SCR) для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах. Тем не менее, рекомендации могут быть различными у разных производителей двигателей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и обратиться за консультацией к дилеру.

E6

Стойкие к механической деструкции масла, обеспечивающие великолепный контроль за чистотой поршней, снижение износа и сажеобразования и стабильность смазывающих свойств. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла в соответствии с рекомендацией автопроизводителя. Масла применимы для двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) с/без сажевыми фильтрами (DPF), а также для двигателей с системой избирательного каталитического восстановления (SCR) для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах. Качество Е6 прямо рекомендовано для двигателей с сажевыми фильтрами (DPF) в сочетании с малосернистым дизельным топливом. Тем не менее, рекомендации могут быть различными у разных производителей двигателей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и обратиться за консультацией к дилеру.

E7

Стойкие к механической деструкции масла, обеспечивающие великолепный контроль за чистотой поршней и полировкой стенок цилиндров. Масла также обеспечивают прекрасную защиту от износа и сажеобразования и стабильность смазывающих свойств. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла в соответствии с рекомендацией автопроизводителя. Масла применимы для двигателей без сажевых фильтров, а также для некоторых двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и системой избирательного каталитического восстановления (SCR) для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах. Тем не менее, рекомендации могут быть различными у разных производителей двигателей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и обратиться за консультацией к дилеру.

E9

Стойкие к механической деструкции масла, обеспечивающие великолепный контроль за чистотой поршней, снижение износа и сажеобразования и стабильность смазывающих свойств. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, например, значительно увеличенных интервалах замены масла в соответствии с рекомендацией автопроизводителя. Масла применимы для двигателей с/без сажевых фильтров (DPF) и для большинства двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработанных газов (EGR) и системой избирательного каталитического восстановления (SCR) для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах. Е9 прямо рекомендовано для двигателей с сажевыми фильтрами (DPF) и разработано для работы в комбинации с малосернистым дизельным топливом. Тем не менее, рекомендации могут быть различными у разных производителей двигателей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и обратиться за консультацией к дилеру.

1.2.3 Спецификации ILSAC.

 ILSAC — Международный комитет по утверждению и стандартизации смазочных материалов

Образован совместно Японской ассоциацией производителей автомобилей (JAMA) и Американской ассоциацией производителей автомобилей (AAMA)

• ILSAC GF-1

Максимальное содержание фосфора 0,12% для всех классов; эксвивалентен API SH + экономия топлива 2.7%

• ILSAC GF-2

 Повышенная низкотемпературная прокачиваемость

 GF-1 + следующие характеристики:

         – повышенная экономия топлива

         – низкое содержание фосфора (0.1% max.)

• ILSAC GF-3

        - API SL + экономия топлива в зависимости от класса вязкости;

        - остальные требования GF-2

• ILSAC GF-4 – пониженное содержание дитиофосфата Zn, снижение расхода топлива (SAE 5W-20, 5W-30), более высокое содержание модификатора трения

2. Трансмиссионные масла.

Трансмиссионные масла применяются в коробках передач, в  раздаточных коробках,  механизмах рулевого управления. Отметим, что у многих марок автомобилей в коробках передач используется моторное масло.

Трансмиссионные масла выполняют следующие функции:

·         предотвращают износ поверхностей трения

·         снижают потери на трение

·         отводят тепло от поверхностей трения

·         снижают ударные нагрузки на шестерни  вибрации и шум

·         защищают от коррозии

·         отводят продукты износа из зон трения

В соответствии с преъявляемыми требованиями трансмиссионные масла должны обладать высокими противо-износными,  -окислительными,  -пенными, -коррозионными и рядом других противо-  свойств.   
К маслам, используемым  в автоматических коробках передач  предъявляются совершенно особые требования, связанные с конструктивными особенностями таких  коробок и, соответственно, с функциями, которые в них выполняет масло.

2.1 Масла для механических коробок передач.

2.1.1 Классификация трансмиссионных масел по SAE J 306.   
Это вязкостно-температурные свойства трансмиссионных масел. Масла подразделяются на Зимние и Летние классы. 4 Зимних класса обозначаются: 70W, 75W, 80W, 85W. Чем меньше цифра, тем при более низкой температуре зимой масло сохраняет свою работоспособность.  А Летние цифрами 80, 85, 90, 110, 140, 190 и 250. Чем выше цифра, тем при более высокой температуре масло сохраняет свою работоспособность.   
Всесезонные масла обозначаются двойной маркировкой SAE 80W-90, SAE 75W-90 и т.д. 

SAE   
Класс вязкости

Минимальная температура в (°C) при вязкости  
150,000 
cP

Метод ASTM D 2983

Минимальная вязкость в cSt при 100°C

Метод ASTM D 445

Максимальная вязкость в cSt при 100°C

Метод ASTM D 445

70W

-55

4.1

-

75W

-40

4.1

-

80W

-26

7.0

-

85W

-12

11.0

-

80

-

7.0

<11.0

85

-

11.0

<13.5

90

-

13.5

<18.5

110

-

18.5

<24.0

140

-

24.0

<32.5

190

-

32.5

<41.0

250

-

41.0

-

Примечания: 1 cP = 1 мПа с; 1 cSt = 1 мм2/с

2.1.1 Классификация трансмиссионных масел по API.  
Это эксплуатационные свойства трансмиссионных масел. Масла классифицируются на 6 групп в соответствии с их областями применения: 

·         GL-1 - Цилиндрические, спирально-конические и червячные передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.

·         GL-2 - Червячные передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.

·         GL-3 - Спирально-конические, работающие в мягких условиях.

·         GL-4 - Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и низких скоростей при больших крутящих моментах.

·         GL-5 -Та же область, что и GL-4 , но при больших ударных нагрузках на зубья шестерен.

·         GL-6 - Масла работающие в супер тяжелых условиях. (Этот класс вы не встретите практически нигде).

Для классификации трансмиссионных масел иногда используется классификация, принятая в армии США MIL -L-A,B,C и D.

2.2 Масла для автоматических коробок передач.  
Исторически сложилось так, что "законодателем мод" в области стандартов на масла для автоматических трансмиссий являются корпорации "General Motors" (GM) и "Ford". Основные различия между спецификациями компаний General Motors и Ford - разные требования к фрикционным характеристикам масел (у General Motors на первом месте плавность переключения передач, у Ford - скорость их переключения). Европейские производители, как автомобильной техники, так и трансмиссионных масел, не имеют своих собственных спецификаций и руководствуются списками масел, одобренных ими к применению. Аналогичным образом, как правило, поступают и японские автомобильные концерны.

Современные масла для автоматических трансмиссий выпускаются в основном под следующими индексами:

·         MERCON (MERCON III, MERCON V).

·         DEXRON (DEXRON II, DEXRON III, DEXRON IV, DEXRON VI).  
Спецификации Dexron III и Dexron IV созданы с учетом требований к маслам для электронно-контролируемого сцепления гидротрансформатора. Корпорацией General Motors также разработана и внедрена спецификация Allison C-4 (Allison - отделение General Motors по производству трансмиссий), определяющая требования к маслам, работающим в тяжелых условиях эксплуатации в грузовых автомобилях и внедорожной техники.
В 2005 году была введена новейшая на сегодняшний день категория жидкостей для автоматических коробок передач Dexron-VI. Разработка Dexron VI велась специально для шестиступенчатых автоматических коробок автомобилей General Motors и замены собой всех предыдущих спецификаций Dexron.

·         ATF SP (SP II, SPIII, SPIV)
Конгломерат Mitsubishi - Hyundai - KIA на азиатском рынке используют спецификацию ATF SP.



Копирование информации разрешено только в полном объеме и со ссылкой на первоисточник. Редактирование и фрагментация запрещены.